Новости

Федоров Роман Юрьевич

Обращение к анализу жизни отдельно взятого человека или научного сообщества позволяет наиболее полно осмыслить исторический процесс, а также выявить факторы, влияющие на его макро- и микроуровни. В рамках академической повседневности и междисциплинарного подхода рассмотрим научную деятельность одного из известных сотрудников Тюменского научного центра СО РАН, доктора исторических наук Романа Юрьевича Федорова. Основным местом его работы является Лаборатория палеокриологии и исторической геоэкологии Института криосферы Земли, по совместительству он работает в секторе этнологии и социальной антропологии Института проблем освоения Севера. Широкий и подчас неожиданный круг его научных интересов, в котором тесно переплелись гуманитарные и естественно-научные исследования, с точки зрения антропологии научной жизни заставляет задуматься о том, какие личные мотивы и внешние обстоятельства оказали влияние на становление этого самобытного ученого.

Мое личное знакомство с Р. Ю. Федоровым произошло на X Конгрессе этнологов и антропологов России, проходившем в Институте этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (г. Москва, 2–5 июля 2013 г.). Совместно с профессором М. Н. Губогло мы являлись руководителями секции «Доверительность и идентичность как социальный капитал». Заявляя эту проблематику, мы ориентировались на то, что в период кардинальных трансформаций одновременно с меняющимися объективными условиями жизни происходят значимые перемены в сознании людей, их системе ценностей и др., что существенно актуализирует исследования различных типов идентичности. Участники нашей секции единогласно признали, что ее работа прошла очень плодотворно, интересно и содержательно, доклады были подготовлены на высоком научном уровне. В работе секции приняли участие более 60 человек из различных регионов России, а также – Болгарии, Венгрии, Польши, Чехии, Швеции. Выступившим 28 докладчикам было задано более 100 вопросов. Все заслушанные доклады удачно сочетались друг с другом. Так, например, к выступлению Лидии Грот из Швеции любезно предложил свои иллюстрации Анджей де Лозари из Польши. Особо интересным получилось обсуждение, посвященное соотношению русскости, советскости и российскости в понимании отечественных и зарубежных ученых. Была высказана мысль о необходимости конструирования позитивного имиджа России и россиян. Отдельно отмечалась роль СМИ и политтехнологий в формировании современных идентичностей. Интерес к обсуждаемой проблематике был очень высок, аудитория не смогла вместить всех желающих, часть слушателей стояли в коридоре у открытой двери.

Р. Ю. Федоров выступил на нашей секции с докладом «Принципы расселения и этнокультурная идентичность белорусских крестьян в Сибири». В результате массовых крестьянских переселений во второй половине XIX – начале ХХ в. на территории Сибири возникли белорусские поселения. Опираясь на материалы своих экспедиций, проведенных в Красноярском крае, Иркутской, Курганской, Омской, Томской и Тюменской областях, он представил гипотезу о корреляции принципов расселения белорусов в Сибири и характера их взаимодействий со старожилами и переселенцами. В его докладе были рассмотрены и систематизированы различные уровни этнической самоидентификации белорусов, календарная обрядность и народные православные традиции. С той поры участие Р. Ю. Федорова в работе конгрессов этнологов и антропологов России стало регулярным, как и наше сотрудничество, включая совместные научные публикации.

Заметное влияние на научные интересы Р. Ю. Федорова оказало место, в котором прошло его детство. Роман родился 28 июня 1974 г. в Тюмени, куда в 1973 г. переехали из Москвы его родители в связи с назначением отца заведующим кафедрой марксизма-ленинизма Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (рис. 1).

Рис. 1. Семья Федоровых: мама Татьяна Александровна, братья Олег и Роман, отец Юрий Михайлович. Тюмень, 1976 г.

География проживания его предков была обширной, но родители познакомились в Белоруссии. Полковник Юрий Михайлович Федоров (1936–2001) успешно сочетал карьеру военного и ученого, специализировавшегося в области социологии и философии. Татьяна Александровна Федорова (1944–1991) училась в консерватории, работала музыкантом и педагогом. Р. Ю. Федоров с благодарностью вспоминает тот важный духовный, интеллектуальный и мировоззренческий фундамент, который заложили в него родители. Военный городок, где проживала семья Федоровых, располагался рядом со старинными деревянными кварталами одного из старейших районов Тюмени – Городища. Прогулки по этим местам еще в детстве оказали большое влияние на будущие научные интересы Романа Федорова. В их числе первое место всегда занимал интерес к старинному быту и любовь к природе. По воспоминаниям Р. Ю. Федорова, его интересовало все старое: старые дома, старая техника, старые книги, старые пластинки… Наверное, поэтому он с детства мечтал о том, чтобы сохранить для людей будущего пленившее его очарование старины.

В 1994 г. он предпринял неудачную попытку поступить на исторический факультет Тюменского государственного университета. На следующий год Р. Ю. Федоров был зачислен на открывшийся факультет культурологии Тюменского института культуры, где был единственным представителем мужского пола на всем курсе (поскольку считалось, что изучение культуры – это «женская профессия»). Еще во время учебы, в 1998 г., Р. Ю. Федоров устроился на должность инженера в Институт криосферы Земли СО РАН. Первые служебные задания (создание сайта института, оцифровка географических карт для геоинформационных систем) заставили его задуматься о том, как можно использовать эти новые для того времени технологии в сфере исторических исследований и культурно-просветительской деятельности. В начале 2000-х гг. им были созданы научно-популярные сайты «Культура и искусство Тюменской области» и «Путь в Сибирь», где впервые в Интернете была представлена информация о музеях и этнических традициях региона.

Многочисленные поездки по Западной Сибири с целью сбора материалов для этих сайтов натолкнули Р. Ю. Федорова на идею его кандидатской диссертации. В ней он хотел осмыслить влияние исторических маршрутов освоения Урала и Сибири на своеобразие историко-культурного наследия их городов. В ходе проведенных в 2004 г. экспедиций в Пермском крае и Свердловской области Р. Ю. Федоров исследовал локальную историческую память, связанную с Бабиновской дорогой, которая стала первым официальным сухопутным путем сообщения, соединившим европейскую часть России и Сибирь. Чтобы получить более глубокое представление о влиянии Русского Севера на культурные особенности ранних этапов освоения Сибири, Р. Ю. Федоров в 2005 г. провел полевые исследования в Архангельской и Вологодской областях. Ввиду того, что его диссертационное исследование носило явно междисциплинарный характер (в нем использовались методы этнологии, гуманитарной географии и культурологии), среди его коллег возникали споры относительно того, по какой специальности будет защищаться работа. Рассматривались варианты защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических или географических наук. Научный руководитель диссертации – доктор философских наук М. Г. Ганопольский – настоял на том, чтобы в работе на первый план вышла ее философскокультурологическая составляющая. В итоге кандидатская диссертация на тему «Освоение Урала и Западной Сибири как социокультурный процесс: структура, коммуникации, ценности» была защищена в 2009 г. в диссертационном совете Тюменского государственного университета по специальности «Теория и история культуры».

Несмотря на успешную защиту и доброжелательные отзывы о диссертации, сам Р. Ю. Федоров остался недоволен, поскольку этнографические материалы были привнесены в жертву нередко схематичным концептуальным построениям. В связи с этим сложилась на первый взгляд парадоксальная ситуация: принятая философским сообществом диссертация воспринималась ее автором как личная неудача. Возможно, поэтому Р. Ю. Федоров решил существенным образом изменить сферу своей научно-исследовательской деятельности. Спустя всего месяц после защиты диссертации он уехал в экспедицию в Викуловский район Тюменской области, чтобы изучить этнические традиции белорусских крестьян-переселенцев. Интерес к этой теме был обусловлен сразу несколькими мотивами. Предками Р. Ю. Федорова по материнской линии были белорусы из Минской губернии. Брат его дедушки, заслуженный артист Белорусской ССР В. Н. Крылович (1895–1937) был одним из основателей белорусского национального театра и кинематографа.

Участие в 2008 г. в конференции, организованной в Минске Институтом искусствоведения, этнографии и фольклористики НАН Беларуси, стало для Р. Ю. Федорова во многих отношениях судьбоносным. На ней он познакомился с доктором исторических наук Е. Ф. Фурсовой, чьи публикации по этнографии восточнославянского населения Сибири он читал с большим интересом. В 2009–2016 гг. он являлся исполнителем российско-белорусских грантов, поддержанных РГНФ и БРФФИ: «Этническая топография традиционной культуры белорусов Урала и Западной Сибири», «Традиционная культура белорусских переселенцев в аграрной среде Сибири и Дальнего Востока: истоки и трансформации», «Обряд и обрядовая традиция в парадигме формирования восточнославянской традиционной духовной культуры», «Функциональные значения народной архитектуры в контексте традиционной культуры восточных славян» и др. Часть результатов этих проектов была опубликована в коллективных российско-белорусских монографиях [27, 28]. За этот цикл исследований коллектив авторов был награжден премией им. академика В. А. Коптюга, которая присуждается за лучшие совместные исследования белорусских и сибирских ученых.

Рис. 2. Р. Ю. Федоров в этнографической экспедиции. Серафимовка Ольгинского района Приморского края, 2014 г.

Следует отметить большой вклад Р. Ю. Федорова в создание двухтомной историко-краеведческой антологии «Белорусы в Сибири» в серии «Тобольск и вся Сибирь» [29]. Во время работы над этой книгой состоялось мое первое заочное знакомство с Р. Ю. Федоровым. Роман прислал мне письмо, в котором предложил написать для этой книги статью, и рассказал, что лично для него заочное знакомство со мной имеет долгую историю, когда несколько лет назад, приехав заниматься в Омскую государственную областную научную библиотеку им. А. С. Пушкина, он познакомился с моими работами по этнографии восточнославянского населения Сибири.

В 2009–2019 гг. Р. Ю. Федоровым были проведены полевые исследования в местах проживания потомков белорусских крестьян-переселенцев в Свердловской, Курганской, Тюменской, Омской, Томской, Иркутской и Амурской областях, а также в Башкортостане, Красноярском, Хабаровском и Приморском краях. Помимо этого, в ходе нескольких экспедиций, проведенных в Бурятии, были исследованы белорусские влияния в традиционной культуре семейских Забайкалья. Р. Ю. Федоров неоднократно работал в библиотеках и музеях Минска, Вильнюса, Гомеля и Гродно для того, чтобы сопоставить собранные им этнографические материалы с особенностями культуры, которые были характерны для мест выхода белорусских переселенцев. Результаты этого цикла исследований послужили основой для подготовки Р. Ю. Федоровым диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности «Этнография, этнология и антропология» на тему «Особенности традиционной культуры и динамика этнокультурных процессов у белорусских крестьян-переселенцев Сибири и Дальнего Востока (вторая половина XIX – начало XXI в.)», которая была успешно защищена в 2021 г. в Институте археологии и этнографии СО РАН (рис. 3). Научным консультантом диссертационного исследования выступила Е. Ф. Фурсова, которую Р. Ю. Федоров считает своим учителем. На следующий год была опубликована его монография [30]. Р. Ю. Федоровым также были исследованы особенности идентичности и этнокультурной памяти ряда других групп восточнославянского населения Сибири [31].

Параллельно с изучением этнографии восточнославянского населения Сибири и Дальнего Востока Р. Ю. Федоров не прекращал междисциплинарных исследований, проводимых на базе Института криосферы Земли ТюмНЦ СО РАН. Среди них следует отметить плодотворное сотрудничество с одним из ведущих ученых-мерзлотоведов России – академиком РАН В. П. Мельниковым. Р. Ю. Федоров принимал активное участие в разработке гуманитарных аспектов криософии – новом междисциплинарном направлении, направленном на осознание места и роли холодной материи в происхождении и эволюции вещественно-энергетических взаимодействий, в зарождении и поддержании жизни на Земле [32]. Отталкиваясь от идеи В. П. Мельникова, в соответствии с которой природный холод следует рассматривать как важный средообразующий ресурс, Р. Ю. Федоров начал развивать новое направление ресурсной этноэкологии в рамках темы «Роль природных криогенных ресурсов в традиционных системах жизнеобеспечения народов Сибири и Дальнего Востока» [33]. Эти научные идеи способствовали росту интереса в России к «антропологии холода». В последние годы Р. Ю. Федоров успешно проводит исследования социально-экологических проблем развития городов Российской Арктики и Сибири и др. В частности, опираясь на интегрированный анализ результатов опросов и интервью, архивных документов, данных дистанционного зондирования и геоэкологического мониторинга, он развивает междисциплинарное направление – историческую геоэкологию. Следует выделить и начатый недавно цикл исследований, посвященных социально-экологическим аспектам истории озеленения сибирских городов, в котором получил оригинальную трактовку акторный подход применительно к изучению социоприродных комплексов [34].

Рис. 3. После защиты докторской диссертации в Институте археологии и этнографии СО РАН. Слева направо: А. Ю. Майничева, Е. Ф. Фурсова, Р. Ю. Федоров, О. Н. Шелегина, В. И. Молодин. Новосибирск, 7 июня 2021 г.

Благодаря разносторонним научным интересам Р. Ю. Федоров известен не только среди этнологов, но и в среде географов, биологов, специалистов по градостроительству и представителей ряда других научных направлений. Принимая активное участие в работе редколлегий научных журналов «Географическая среда и живые системы», «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке» и др., он всегда стремится «навести мосты» между представителями разных предметных областей. На мой вопрос о его национальной идентичности он ответил так: «Я – русский человек, потому что отец был русским, и я – носитель русской культуры и русского языка». Также Р. Ю. Федоров сказал, что ощущает себя сибиряком. Среди его этнокультурных предпочтений: любимый праздник – Рождество, любимые национальные блюда – соленое сало, блины, любимый напиток – черный чай. Научная деятельность Р. Ю. Федорова пришлась на первую четверть XXI в., которая стала непростым, но в то же время очень продуктивным периодом для отечественной гуманитарной науки.

Для настоящего времени характерно расширение методологических подходов к изучению духовной культуры и этнокультурной идентичности благодаря привнесению в этнологию новых концепций конструктивизма, этносимволизма, идентологии и др. Материальность, включающая в себя рукотворную и природную среду, все чаще рассматривается в качестве своеобразного актора, определяющего многие формы социальных отношений и культурных процессов. При этом после периода нараставшей в ХХ в. межпредметной дифференциации в последние годы все большую актуальность стала приобретать междисциплинарная интеграция разных научных дисциплин, без которой становится все более сложно, а подчас невозможно проводить современные проблемно-ориентированные исследования. В этом плане Р. Ю. Федорова можно рассматривать в качестве одного из первопроходцев, прокладывающих в отечественной науке путь к развитию междисциплинарных подходов к изучению социокультурного наследия. Являясь продолжателем традиций классической российской этнографической школы, он не только органично привносит в ее проверенную временем основу современные подходы, сложившиеся в этнологии, культурологии и социальной антропологии, но идет дальше, выстраивая новые грани взаимодействий между гуманитарными и естественными науками. Таким образом, междисциплинарный подход является необходимым условием для дальнейшего продуктивного исследования различных аспектов социокультурного наследия.

Литература

1. Этнография: учебник / под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.: Высшая школа, 1982. 320 с.
2. Комарова Г. Академическая жизнь: поле междисциплинарных исследований. М.: ИЭА РАН, 2012. 36 с.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: А ТЕМП, 2009. 944 с.
4. Головнёв А. В. Этнография и этнология в гуманитарном образовании // Историческая наука и историческое образование на рубеже XX— XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения. Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000. С. 122.
5. VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов (Оренбург, 1—5 июля 2009 г.). Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. С. 420—427.
6. Антропология академической жизни: междисциплинарные исследования. Т. II / отв. ред., автор и сост. Г. А. Комарова. М.: ИЭА РАН, 2010. 333 с.
7. Комарова Г. А. Антропология академический жизни на постсоветском пространстве // Антропология академический жизни: адаптационные процессы и адаптивные стратегии / отв. ред. Г. А. Комарова. М.: ИЭА РАН, 2008. С. 5—25.
8. Комарова Г. А. Антропология академической жизни: современное состояние и перспективы // Традиции и инновации в истории и культуре: программа фундаментальных исследований Президиума Российской Академии наук. М., 2015. С. 503—518.
9. Комарова Г. А. Антропология академической жизни: опыт интеграции наук // Феномен междисциплинарности в отечественной этнологии. М.: ИЭА РАН, 2016. С. 224—246.
10. Комарова Г. А. Научное сообщество как междисциплинарное поле // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2011. № 1. С. 133—150.
11. Пушкарева Н. Л. Предмет и методы изучения истории повседневности // Социальная история: ежегодник — 2007. М.: РОССПЭН, 2008. С. 9—21.
12. Пушкарева Н. Л. Воспроизводство кадров для российской науки в советский и постсоветский период: гендерный и институциональный аспекты // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. 2011. № 3. С. 58—76.
13. Провинциальная и туземная наука: введение в дискуссию // Антропологический форум. 2013. № 19. С. 9—236.
14. Щеглова Т. К. Устная история: учеб. пособие. Барнаул: АлтГПА, 2011. 364 с.
15. Феномен междисциплинарности в отечественной этнологии / отв. ред., сост. Г. А. Комарова. М.: ИЭА РАН, 2016. 458 с.
16. Университет в истории и история университета: к 40-летию Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского: очерки / отв. ред. В. П. Корзун. Омск: Наука, 2014. 380 с.
17. Корзун В. П. Образы исторической науки на рубеже XIX—XX вв. (анализ отечественных историографических концепций). Екатеринбург; Омск: Изд-во ОмГУ, 2000. 226 с.
18. Несколько лекций по методике историографического анализа: современные исследовательские практики: учеб. пособие / В. П. Корзун, М. А. Мамонтова, Н. А. Коновалова, Ю. П. Денисов. Омск: Изд-во ОмГУ, 2012. 144 с.
19. Корзун В. П., Рыженко В. Г. Коммуникативное поле современной исторической науки. От размышления историографов к опытам описания // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2011. № 37. С. 24—44.
20. Корзун В. П., Сидорякина Т. А. К проблеме трансформации «профессорской культуры» // Культурологические исследования в Сибири. 2009. № 1 (27). С. 65—76.
21. Васеха М. В., Жигунова М. А. Этнография — это наука о том, что историю можно и нужно «мерить сарафанами» // Вестник антропологии. 2021. № 2 (54). С. 365—372.
22. Жигунова М. А. Праздничные будни омской этнографии // Антропология академической жизни: традиции и инновации. Т. III / отв. ред. и сост. Г. А. Комарова. М.: ИЭА РАН, 2013. С. 352—372.
23. Жигунова М. А., Корусенко С. Н., Томилов Н. А. Человек движения: к 60-летию Андрея Владимировича Головнёва // Вестник Омского университета. Сер.: Исторические науки. 2018. № 2 (18). С. 36—46.
24. Корусенко С. Н. Голоса учеников: к 80-летию со дня рождения Николая Аркадьевича Томилова // Вестник Омского университета. Сер.: Исторические науки. 2021. Т. 8, № 3 (31). С. 222—230.
25. Humans in the Siberian Landscapes. Ethnocultural Dynamics and Interaction with Nature and Space / Dmitri N. Beljanin, Marina A. Zhigunova, Roman Yu. Fedorov & other. Springer, 2022. 543 p.
26. Green spaces in the context of changing human-environment relations in Siberian cities / V. Kuklina, R. Fedorov, O. Sizov, E. Rasputina // Design and the Built Environment of the Arctic. London; New York: Routledge, 2024. P. 121—140.
27. Белорусы в Сибири: сохранение и трансформации этнической культуры. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2011. 424 с.
28. Традиционная культура белорусов во времени и пространстве. Мiнск: Беларуская навука, 2013. 579 с.
29. Тобольск и вся Сибирь. Кн. 30. Белорусы в Сибири: в 2 т. / сост. Ю. П. Перминов, Р. Ю. Федоров. Тобольск: ТРОБФ «Возрождение Тобольска», 2019.
30. Федоров Р. Ю. Особенности традиционной культуры и динамика этнокультурных процессов у белорусских крестьян-переселенцев Сибири и Дальнего Востока (вторая половина XIX — начало XXI в.). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2022. 252 с.
31. Федоров Р. Ю. Этнокультурная память восточнославянского населения Сибири: от народных репрезентаций к институционализации // Сибирские исторические исследования. 2023. № 3. С. 40—56.
32. Мельников В. П., Геннадиник В. Б., Федоров Р. Ю. Гуманитарные аспекты криософии // Криосфера Земли. 2016. Т. XX, № 2. C. 112—117.
33. Мельников В. П., Федоров Р. Ю. Роль природных криогенных ресурсов в традиционных системах жизнеобеспечения народов Сибири и Дальнего Востока // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 426. С. 133—141.
34. Федоров Р. Ю. Социально-экологические акторы эволюции зеленых пространств Тюмени // Географическая среда и живые системы. 2023. № 3. C. 114—129.

Полный текст статьи: Жигунова М.А. Современная антропология: междисциплинарный подход к изучению социокультурного наследия // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2024. № 2 (59). С. 106-112.

Поделиться ссылкой: