C 1 по 4 июня 2022 г. в г. Рига (Латвия) будет проходить очередная XIV международная конференция SIEF (International Society of Ethnology and Folklore), организованная Институтом литературы, фольклора и искусства Университета Латвии, Архивами Латвийского фольклора. Тема конференции «Коммерция и традиции». Сотрудники отдела этнографии ИАЭТ СО РАН будут принимать участие в работе конференции.
Тема конференции связана с влиянием товарного маркетинга, который просматривается в быту и широком спектре традиций и праздников, которые в последнее время стали высоко коммерциализированы. С точки зрения маркетинга, ценности традиционной культуры считаются «продуктами», которые должны стать брендами, товаром и продаваться. Исторически сложилось так, что ежегодные церковные рынки, ярмарки и паломничества давали возможность покупать, продавать и обменивать товары длительного пользования в дополнение к еде и напиткам. Сегодня рекламные и маркетинговые кампании появляются повсеместно. Много люди протестуют против того, что они считают чрезмерной коммерциализацией своих любимых светских или религиозных праздников. Однако маркетинговая практика привлекает все больше людей, что позволяет популяризировать традиции, которые в противном случае могли бы быть утеряны.
Конференция направлена на исследование и оценку влияния маркетинговых практик на традиции и ритуалы. На конференции обсуждаются следующие темы, которые отражены в организации соответствующих секций:
– жизнеспособность традиций с экономической точки зрения;
– изменения в традициях, вызванные маркетинговой практикой;
– роль маркетинга в сохранении традиционной культуры;
– коммерциализация государственных и национальных праздников;
– коммерциализация религиозных праздников;
– влияние торговли на святые места и паломничество;
– маркетинг ритуальных и магических практик и предметов;
– ежегодные ярмарки и рынки в прошлом и настоящем;
– коммерциализация нематериального культурного наследия;
– изменение традиционных ритуалов и празднеств в связи с маркетингом;
– изменения во взаимоотношениях коммерции и традиций
ритуального года, вызванного Covid-19;
– любой другой предмет, относящийся к ритуальному году (т.е. к календарному или праздники и ритуалы жизненного цикла).