11 декабря юбилей отмечает исследовательница этнографии восточнославянского населения Сибири, кандидат исторических наук Марина Александровна Жигунова
М. А. Жигунова родилась 11 декабря 1964 г. в с. Седельниково Седельниковского р-на, расположенного в таежной зоне Омской обл. Ее родители: Жигунов Александр Иванович – майор милиции, член Президиума правления ветеранов Управления внутренних дел Омской обл. и Жигунова Галина Ивановна – экономист-финансист. Их предками были выходцы из Витебской губ., которые пришли в Сибирь «самоходом». Работа отца в уголовном розыске и частые новые назначения по службе стали причиной неоднократных переездов семьи Жигуновых. Изменения природно-климатических условий проживания и знакомство с представителями различных народов позволили Марине с ранних лет ощутить уникальное многообразие сибирской природы и различных культур. От своей бабушки Полины Павловны Ульяновой, которая проживала вместе с ними, она узнавала о народных обычаях празднования Рождества, Пасхи и других исконных традициях. Первое знакомство с этнографией произошло в начальной школе, когда Марина прочитала книгу «На берегу Маклая».
Марина Жигунова. Омская обл., с. Седельниково. 1969 г. Фото из личного архива М. А. Жигуновой
Вполне возможно, что все эти впечатления и знания, полученные в детстве, могли бы остаться сугубо личным достоянием ее жизни, если бы не один счастливый случай. В восьмом классе Усть-Ишимской средней школы историю начал преподавать ставший в будущем известным российским этнологом, членом-корреспондентом РАН и директором Кунсткамеры Андрей Владимирович Головнёв. Именно он смог разглядеть в активной школьнице наличие целого ряда личностных качеств и черт характера, необходимых для этнографа (любознательность, наблюдательность, коммуникабельность, эмпатия, умение обобщать и систематизировать различные виды знаний и т. д.). По итогам первой этнографической экспедиции, проведенной во время каникул, Марина Жигунова успешно выступила с подготовленным докладом на областной краеведческой конференции, где заняла первое место и была награждена книгой Л. Н. Толстого «Казаки». Несмотря на то, что к окончанию средней школы у нее имелось несколько спортивных разрядов (баскетбол, волейбол, легкая атлетика, спортивная и художественная гимнастика, шахматы) и возможность внеконкурсного поступления на математический факультет, она поступила на исторический факультет Омского государственного университета (ОмГУ). Это произошло благодаря мудрому наставничеству А. В. Головнёва, который сказал: «Марина, этнография – это Ваше!».
Еще одним человеком, сыгравшим важную роль в становлении М. А. Жигуновой как ученого, стал доктор исторических наук, профессор Николай Аркадьевич Томилов. Благодаря его активной деятельности в конце XX в. в Омске появились не только третья в стране кафедра этнографии в ОмГУ, но и еще два учреждения – Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН (с 2006 г. – Института археологии и этнографии СО РАН) и Сибирский филиал Российского института культурологии (сегодня – Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва). Таким образом, в Омске был создан научный этнографический центр, в составе которого успешно трудятся историки – этнологи и этноархеологи, культурологи и музеологи.
Первую статью, посвященную жизни и деятельности М. А. Жигуновой, опубликовал Н. А. Томилов. В ней он вспоминает, как они познакомились, когда Марина поступила на исторический факультет ОмГУ и пришла к нему писать курсовую работу по этнографии русских. «Тогда я пытался отговорить ее от этой проблематики, предлагая взять тему по другим народам Сибири или Севера, но она уверенно заявила: “Я русская и хочу заниматься изучением русских!”. Синеглазая, стройная, с русой косой до пояса, она действительно напоминала известный русский архетип. Как-то она рассказала о том, как в 10 классе радостно сыграла роль Бабы Яги в новогоднем школьном спектакле, потому что “устала играть Снегурочек”» (Томилов 2015: 21). Также М. А. Жигуновой посвящены другие специальные публикации (Вибе, Томилов 2020; Томилов, Губогло 2019). Поэтому далее мы представим свой собственный взгляд на жизнь и творческий путь этой известной «этнографини» (так называют женщин Омского научного этнографического центра, связывая происхождение этого слова не с древнегреческим «графикос» – «описывать», а с русским дворянским титулом – «графиня»).
М. А. Жигунова – рулевой капитан Сибирской историко-этнографической экспедиции ОмГУ. 1985 г. Фото из личного архива М. А. Жигуновой
Официальная научная деятельность М. А. Жигуновой началась 5 марта 1985 г., когда студентка второго курса стала сотрудником научно-исследовательского сектора ОмГУ. Уже в июле 1985 г. она впервые возглавила «Русский отряд Сибирской историко-этнографической экспедиции». В ОмГУ М. А. Жигунова работала также в Музее археологии и этнографии, на кафедре этнографии, историографии и современной отечественной истории, затем – на кафедре музеологии, экскурсоведения и туризма.
Этнографические экспедиции и практики под ее руководством в различные регионы Сибири, Севера и Казахстана становятся ежегодными (иногда они включали два-три полевых сезона). Она проводила регулярные этнографические, этносоциологические и музееведческие исследования в Алтайском и Красноярском краях, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком Автономных округах, Республиках Алтай, Тыва и Хакасия, а также – в Москве, Краснодаре, Твери и Абхазии. В различные экспедиционные поездки и служебные командировки М. А. Жигунова регулярно брала свою дочь Полину, которая в школьном возрасте успешно собирала материалы не хуже студентов, помогала обрабатывать музейные коллекции и обсчитывать опросные листы. Именно ее М. А. Жигунова считает своим главным счастьем в жизни, а
также – внуков Анюту и Юрия Лозовик.
М. А. Жигунова с дочерью Полиной. Омск. 2008 г. Фото из личного архива М. А. Жигуновой
Еще в период обучения в аспирантуре ОмГУ М. А. Жигунова в 1992 г. была принята по совместительству на работу в Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН, а в 1993 г. – в Сибирский филиал Российского института культурологии. Отличительной особенностью первого периода ее научных исследований является публикация серии изданий, в которых рассматривались этнографические собрания крупнейших краеведческих музеев Западной Сибири, а также Музея археологии и этнографии ОмГУ (Жигунова, Захарова 2009). Первая коллективная монография с ее участием была посвящена хозяйству русских в коллекциях Омского государственного исторического и литературного музея (Томилов 1993).
Личное знакомство Е. Ф. Фурсовой и М. А. Жигуновой произошло в середине 1980-х годов в Новосибирском областном краеведческом музее, где группа омичей под руководством Н. А. Томилова проводила научную паспортизацию и каталогизацию этнографической коллекции, а Е. Ф. Фурсова обрабатывала материалы для своей кандидатской диссертации «Одежда русского населения Алтая второй половины XIX – начала ХХ в.». Их первой совместной работой стала коллективная монография «Одежда русских в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея» (Жигунова и др. 2002). Е. Ф. Фурсова поделилась воспоминаниями о первом знакомстве: «Я увидела перед собою красивую девушку славянской внешности с русою косою, уложенной вокруг головы… Потом были встречи на различных конференциях и конгрессах, смена облика в соответствии с модой, но этот сохранился в памяти и сейчас. Везде на наших собраниях Марина Александровна была заводилой и запевалой».
Т. Н. Золотова, А. Ю. Майничева, Г. М. Патрушева, Е. Ф. Фурсова, М. А. Жигунова на симпозиуме «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск, 2000 г. Фото из личного архива М. А. Жигуновой
Последующим совместным трудом ученых стала коллективная монография «Православные традиции в народной культуре восточных славян Сибири и массовые формы религиозного сознания XIX–ХХ вв.» (Фурсова 2006), поддержанная грантом РГНФ (рук. Е. Ф. Фурсова). Коллектив авторов поднял в ней вопросы почитания православных икон, святых мест в виде источников, ключей, гор у восточнославянских народов Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ в. В монографии были также прослежены трансформации обычаев в последующие годы атеизма, «борьбы с пережитками прошлого», «перестройки». М. А. Жигунова обратилась в этой работе к актуальной теме религиозного самосознания в современной культуре русских Западной Сибири и Северного Казахстана. На основе этносоциологических и этнографических исследований она констатировала кризисное состояние религиозной идентичности в начале 2000-х годов, что было обусловлено сложностью и противоречивостью происходивших процессов ценностной дезориентации российского общества в «постперестроечный период».
В 2002 г. М. А. Жигунова успешно защитила свою кандидатскую диссертацию на тему «Современные этнокультурные процессы у русских Среднего Прииртышья» (под научным руководством доктора исторических наук Н. А. Томилова). Как вспоминает Марина Александровна: «Меня вызвал в кабинет Николай Аркадьевич и сказал: “Я понимаю, что Вы, Марина, уже – специалист, но мне нужно, чтобы Вы защитили диссертацию, иначе я Вас уволю!”. Пришлось отложить все дела и защитить диссертацию. Но я не жалею, что произошло это не сразу после окончания аспирантуры, поскольку за эти годы мне удалось собрать уникальные материалы по этнографии Сибири».
Для М. А. Жигуновой характерна многогранность научных интересов, которые на сегодняшний день отражены в более чем 440 научных публикациях, включая 23 монографических. Ее первая авторская монография, основанная на материалах кандидатской диссертации, была опубликована в 2004 г. В ней впервые представлены история изучения культуры русских Сибири в конце XVIII – XX в., формирование, расселение и национальный состав населения Среднего Прииртышья, проанализированы этнокультурное развитие русских сибиряков, изменения в их самосознании, семейной и календарной обрядности, фольклоре, жилище, одежде и пище. В основу исследования были положены историко-этнографические, этносоциологические, фольклорные и архивные материалы (Жигунова 2004). Впоследствии направление, связанное с изучением современной идентичности населения Сибири, заняло одно из ключевых мест в научно-исследовательской деятельности М. А. Жигуновой. По ее инициативе начиная с 2009 г. на Конгрессах этнологов и антропологов России была организована секция по идентичности, которой она 10 лет руководила совместно М. Н. Губогло, именно он назвал Марину Александровну «флагманом русской и сибирской идентичности» (Томилов 2015: 26).
В. А. Тишков, Т. Б. Смирнова, Н. Н. Везнер, М. Н. Губогло, М. А. Жигунова, С. Н. Корусенко на VII Конгрессе этнографови антропологов России. Саранск. 2007 г. Фото из личного архива М. А. Жигуновой
Дискуссионная сибирская проблематика была впервые поднята М. А. Жигуновой в ее докладах на VI и VII Конгрессах этнографов и антропологов России в Санкт-Петербурге (2005 г.) и Саранске (2007 г.). В настоящее время у нее имеется более 70 научных публикаций, посвященных сибирякам, специфике их самосознания и культуры (Жигунова 2011, 2018, 2019 и др.). Учитывая данные исторических, этнографических и лингвистических источников, ею выделено 5 основных подходов к современному определению этой дефиниции:
1) топонимический: «Сибиряки – это все люди, живущие на территории Сибири» (без этнической окраски);
2) историко-хронологический: «Сибиряки – это коренные, местные жители Сибири (аборигены), живущие здесь издавна», «Сибиряки – это люди, родившиеся и долго живущие в Сибири, но не те, которых насильственно заставляли в Сибирь ехать»;
3) психологический: «Сибиряки – это особый тип людей, обладающих сибирским характером: крепкие, сильные, здоровые, крупного телосложения, трудолюбивые, гостеприимные, демократичные, добрые, с хорошими адаптационными способностями и др.»;
4) антропологический: «Сибиряки – это “винегрет народов”, особая смешанная общность, сложившаяся на основе русских, с вкраплениями казахских, татарских, украинских и многих других черт»;
5) этнокультурный: «Сибиряки – это субэтническая группа русского народа».
Кроме того, термин «сибирский» часто используется для обозначения различных групп населения. Так, среди казачества выделяются сибирские казаки, среди русских старообрядцев – сибирские кержаки, существуют сибирские татары, сибирские украинцы, сибирские немцы и т. д. (Жигунова 2011: 12–13).
Летом 2009 г. М. А. Жигунова консультировала приехавшего в Сибирь члена-корреспондента Кембриджского университета Дэйвида Льюиса. На следующий год ее пригласили в качестве научного консультанта для группы французских журналистов, снимающих многосерийный документальный фильм «Путевые заметки о Сибири». А в 2012 г. в Президиуме СО РАН в Новосибирске состоялось обсуждение Международного проекта Фонда им. Фридриха Эберта (Германия) «Сибиряк: грани идентичности», где отдельное внимание было уделено тематике «Национальность – сибиряк». Такой вариант национального самоопределения был официально зафиксирован в Материалах Всероссийской переписи населения 2010 г. и представлен в «Исторической энциклопедии Сибири». Вскоре в Омск приехала московская писательница Н. В. Нестерова, которая собирала материал для свой новой трилогии, посвященной сибирякам, и пришла за консультацией в Омский научный центр СО РАН. В опубликованном в Москве романе «Жребий праведных грешниц. Сибиряки» (2015 г.) она выразила искреннюю благодарность всем ученым, чьими стараниями собраны и сохранены бесценные свидетельства о прошлом Сибири, особую признательность в том числе – М. А. Жигуновой.
Логическим продолжением исследований идентичности сибиряков стало развитие авторского подхода М. А. Жигуновой к изучению этнокультурных предпочтений. Он основан на выявлении любимых праздников, блюд и напитков национальной кухни, песен, сказок, пословиц, художественных произведений и других элементов культуры, которые можно считать косвенными маркерами этнокультурной идентичности (Жигунова 2022: 126). Это позволило наглядно проследить динамику восприимчивости культурных влияний, имевших место в жизни разных поколений сибиряков благодаря межпоколенной трансляции этнических традиций, межэтническим взаимодействиям, модернизации жизненного уклада и процессам глобализации.
Прочитанная Мариной в школьные годы книга Л. Н. Толстого «Казаки» сформировала у нее особый интерес к этой теме. Как известно, казаки являлись первопроходцами в большинстве присоединяемых к Российскому государству регионов Сибири, а город Омск, в котором живет и работает М. А. Жигунова, является исторической столицей Сибирского казачьего войска. Все эти обстоятельства способствовали ее пристальному интересу к изучению историко-культурных традиций сибирского казачества. Благодаря разнообразию этнического состава и природно-климатических особенностей Сибири, многообразию социальных и хозяйственных функций казаков, их характерной чертой была высокая степень вариативности самосознания и культурных традиций. Эти обстоятельства обусловили ряд специфических подходов, которые получили свое развитие в работах М. А. Жигуновой. В частности, ею было уделено большое внимание изучению сложной, многоуровневой природы идентичности сибирских казаков, неотъемлемыми гранями которой являются особенности общегражданской, конфессиональной, этнической, региональной и групповой принадлежности. В 2022 г. она выступила автором-составителем первого в России учебно-методического и практического пособия по культуре и традициям казачества Сибири (Жигунова 2022). За большой вклад в изучение духовных традиций казачества М. А. Жигунова награждена медалью Верховного атамана Союза казаков России «Слава женщинам-казачкам» (2013), памятным знаком «На молитвенную память Ермака Тимофеевича. Благодарные потомки!» (2016), медалью Сибирского войскового казачьего общества (государственный реестр) «Атаман Ермак Тимофеевич» (2018), юбилейными медалями «430 лет Сибирскому Казачьему Войску. Вера. Отечество. Честь» (2012), «440 лет Сибирскому Казачьему Войску» (2022) и др. В 2014 г. президент Российского фонда культуры Н. С. Михалков наградил М. А. Жигунову «за многолетнее служение культуре, личный вклад в сохранение и развитие духовных и культурных традиций Отечества».
М. А. Жигунова активно сотрудничает с коллегами из различных регионов России и Зарубежья. Среди ее публикаций встречаются изданные во многих городах: Абакан, Астрахань, Барнаул, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Куйбышев, Кызыл, Магнитогорск, Москва, Нальчик, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пермь, Петрозаводск, Рязань, Санкт-Петербург, Тверь, Тобольск, Томск, Тюмень, Уфа, Челябинск, Уральск, Смоленск, а также – в Алма-Ате, Астане, Нур-Султане, Семей (Семипалатинске), Будапеште, Вильнюсе, Комрате (Молдова, Гагаузия). В 2007–2008 гг. она была главным консультантом Международного российско-украинского проекта «Свадебное обрядовое действие» (Национальный музей г. Львова, Львовская Национальная академия искусств, Историко-культурный центр «Старый Сургут»). Французский общественный образовательный телеканал «France 5» пригласил М. А. Жигунову научным консультантом документального фильма «По следам Мишеля Строгова» (режиссер Бенуа Сегюр, 2011 г.). Также она приняла участие в съемках документальных фильмов «Национальная идея России: Омский вариант» (2013 г.) и «День народного единства» (2017 г.). Наиболее активные международные связи у нее с коллегами из Казахстана, а также – Молдавии (благодаря доктору исторических наук М. Н. Губогло). Очередным результатом многолетнего сотрудничества М. А. Жигуновой с Омским государственным историко-краеведческим музеем стала подготовка новой экспозиции «Этническая панорама Сибири» и одноименного издания, которое стало дипломантом и финалистом XVII Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина-2021» (Вибе, Жигунова 2020).
Полученные в результате многолетних научных изысканий знания и навыки М. А. Жигунова успешно использует в преподавательской деятельности (чтение лекций и курсов повышения квалификации, проведение семинарских занятий, руководство курсовыми, дипломными и кандидатскими работами). Только в ОмГУ ею читались шесть базовых лекционных курсов: «История мировой культуры», «История мировых религий», «История музеев Сибири», «Культурология», «Культурная антропология народов мира», «Этническая психология и культура межнациональных отношений» и три общеуниверситетских спецкурса: «Обряды жизненного цикла восточных славян», «Современные этнические процессы у русских Сибири», «Русские сибиряки: проблемы самосознания и культуры». Спецкурсы М. А. Жигуновой пользовались у студентов большой популярностью, в отдельные годы число их слушателей доходило до 120 человек.
В настоящее время в издательстве Института археологии и этнографии СО РАН находится рукопись монографии М. А. Жигуновой «Этнографический Омский научный центр: история и современность» (Жигунова 2024). В ней впервые через призму антропологии академической жизни рассматривается история формирования Омской научной этнографической школы, приводятся сведения об ее неизменном лидере и основателе – докторе исторических наук Н. А. Томилове. Далее анализируется научно-исследовательская, научно-организационная, образовательная и просветительская деятельность этнографов в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского, Омском филиале Института археологии и этнографии СО РАН, Сибирском филиале Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва. Характеризуются основные черты их академического образа, экспедиции, праздники и ритуалы, связи с коллегами других научных центров. В «Приложении» представлены: «Научная генеалогия Н. А. Томилова», «Список кандидатских и докторских диссертаций, защищенных представителями Этнографического Омского научного центра и под их научным руководством», «Омский этнографический фольклор», а также – тексты поздравлений с юбилейными событиями, фотографии.
Анализ основных направлений научных исследований М. А. Жигуновой, наше многолетнее общение и сотрудничество наглядно демонстрируют, как личность человека, формировавшаяся на заложенном в детстве фундаменте мировоззрения, определившем судьбу встреч, укорененность в родной культуре, неравнодушие и любопытство, определяет уникальный путь конкретного ученого. Важно отметить неповторимый авторский стиль М. А. Жигуновой, для которого характерно сочетание академичности с эмоциональностью, образностью и легкостью литературного языка. Это делает ее статьи и монографии в равной степени интересными как для специалистов различного профиля, так и для широкого круга читателей. Главной отличительной особенностью исследований М. А. Жигуновой является их самобытность. В отличие от некоторых отечественных
ученых, идущих по наиболее простому пути, она опирается на свои оригинальные авторские методы и стиль изложения, за которыми стоят искреннее неравнодушие и глубокая вовлеченность в мир традиций и современную культурную жизнь населения Сибири.
Примечания
1 Информация о М. А. Жигуновой на сайте Института археологии и этнографии СО РАН // https://archaeology.nsc.ru/sotrudniki/person/jigunova_ma/
Научная литература
Вибе П. П., Томилов Н. А. Марина Александровна Жигунова (к 55-летию со дня рождения и 35-летию научной деятельности) // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. 2020. № 23. С. 215–219.
Вибе П., Жигунова М. А. (авт. и сост.). Этническая панорама Сибири: альбом-путеводитель по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. Омск: ОГИК музей; Санкт-Петербург: Любавич, 2020.
Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986.
Жигунова М. А. Концепт «сибиряк»: современные трактовки, подходы и образы // Алгоритмы человечности. Опыт антропологического исследования / сост. и отв. ред. М. Н. Губогло. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2018. С. 351–368.
Жигунова М. А. Междисциплинарный подход к изучению этнокультурной и региональной идентичности (на примере Сибири) // Этнокультурная идентичность народов Сибири и сопредельных территорий / отв. ред. Е. Ф. Фурсова. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. С. 35–40.
Жигунова М. А. Межэтнические контакты и современная идентичность русского населения Сибири // Этносоциология: поиски и свершения / отв. ред., сост. Л. В. Остапенко, И. А. Субботина. М.: ИЭА РАН, 2022. С. 104–109.
Жигунова М. А. Население Сибири: межэтнические контакты и проблемы региональной идентичности // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность: Сб. науч. тр. / под ред. М. А. Жигуновой, Е. М. Данченко. Омск: Полиграфический центр КАН, 2011. С. 163–179.
Жигунова М. А. Русское население города Омска: идентичность, культура, традиции / отв. ред. П. П. Вибе, Н. А Томилов. Омск; Екатеринбург: Уральский рабочий, 2022.
Жигунова М. А. Сибиряк как новая национальность: миф или реальность? // Родина. 2011. № 11. С. 11−15.
Жигунова М. А. Этнографический Омский научный центр: история и современность: монография / отв. ред. В. П. Корзун. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2024.
Жигунова М. А. Этнокультурная идентичность русских: современные проблемы изучения и сохранения // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании. К 70-летию академика В. А. Тишкова / сост. М. Н. Губогло, Н. А. Дубова. М.: Наука, 2011. С. 337–350.
Жигунова М. А. Этнокультурные процессы и контакты у русских Среднего Прииртышья во второй половине ХХ века / отв. ред. Н. А Томилов. Омск: Издательский дом «Наука», 2004.
Жигунова М. А., Захарова И. В. Культура восточных славян в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. Омск: Издательский дом «Наука», 2009. (Культура народов мира в этнографических собраниях сибирских музеев).
Жигунова М. А. и др. Одежда русских в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея / М. А. Жигунова, Т. Г. Кобозева, Д. Г. Коровушкин, В. В. Реммлер, Г. И. Успеньев, Е. Ф. Фурсова, А. Л. Чередников. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002.
Жигунова М. А. (отв. ред., сост.). Культура и традиции сибирского казачества: учебно-методическое и практическое пособие. Омск: Типография «Золотой тираж» (Омскбланкиздат), 2022.
Кириченко О. В. Историческая память русского народа: от традиции к модерну и постмодерну // Вояджер: мир и человек. 2017. № 8. С. 148–160.
Томилов Н. А. К юбилею сибирского этнографа и историка культуры Марины Александровны Жигуновой // Культурологические исследования в Сибири. 2015. № 2. С. 21–27.
Томилов Н. А., Губогло М. Н. Настоящая сибирячка: к 55-летию Марины Александровны Жигуновой // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 299–310.
Томилов Н. А. (отв. ред.). Хозяйство русских в коллекциях Омского государственного исторического и литературного музея / сост. В. Б. Богомолов, С. А. Герасимова, М. А. Жигунова, С. Ю. Первых, Н. А. Томилов, Г. И. Успеньев. Томск: Изд-во ТГУ, 1993.
Фурсова Е. Ф. (отв. ред.). Православные традиции в народной культуре восточных славян Сибири и массовые формы религиозного сознания XIX–ХХ вв. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2006.
Полный текст статьи: Федоров Р.Ю., Фурсова Е.Ф. Этнографиня, родившаяся и творящая в Сибири (к юбилею Марины Александровны Жигуновой) // Традиции и современность. 2024. № 36. С. 74–83