Кратко об основных результатах полевых исследований 2018 г.
Целью экспедиционных исследований было получение новых полевых материалов по истории и культуре локальных, конфессиональных, региональных и пр. групп славянских народов Сибири. Предполагался сбор данных для разработки теоретических аспектов по проблеме межкультурного взаимодействия и коммуникаций на основе анализа различных компонентов материальной (одежда, обувь) и духовной (обычаи, топонимика, легенды о переселении) культуры. В качестве важнейшей задачи ставилось выявление идентификационных возможностей элементов материальной и духовной культуры старожилов и переселенцев Сибири в конце XIX – первой трети XX в., и как следствие этого – особенностей их этнокультурной идентичности сегодня. Новационным для проекта является применение авторского метода сравнительного полевого исследования (СПИ), который подразумевает сбор материалов в ходе поездок в районы исхода переселенцев из Европейской России (проводились работы в г. Курск, Курской области). В задачи входило выявление конкретных условий переселения, исходных для Сибири форм традиционной культуры, первичных вариантов идентичности, т.е. внешних и внутренних причин, влияющих на изучаемый объект, в результате чего исследователь получает верный импульс и возможность исследований в историческом развитии.
В процессе полевых работ выполнены задачи:
— осуществлен поиск потомков южнорусских, белорусских, украинских переселенцев в Кулундинском районе Алтайского края, Новосибирской области;
— на основе опросов местных жителей и архивных источников выявлены сформировавшиеся в 1910-е гг. локальные переселенческие группы Кулундинской степи, Горного Алтая (южнорусские, украинские), чтобы проследить трансформацию их этнокультурной идентичности в условиях степи, горной местности и инокультурного окружения;
— проведены интервью с русскими и потомками из смешанных, русско-белорусских и русско-украинских, семей для определения их идентификации;
— собраны данные о культурных смыслах православной компоненты русской традиционной культуры, имеющих выход на проблему этнокультурной идентичности как фактора единения восточнославянских народов на сибирских землях;
— зафиксированы и описаны предметы материальной культуры старожилов, казаков, столыпинских переселенцев, в их числе из районных краеведческих музеев на модельных территориях исследования (утварь, орудия труда, одежда, рукоделье);
— собран материал о мифологических персонажах (в народных верованиях, фольклоре и русском языке), которые можно рассматривать как один из возможных вариантов определения (или маркера) этнокультурной идентичности;
— проведены интервью с жителями Курской области – места исхода большой группы южнорусских (курян) переселенцев Сибири.
В результате проведения экспедиции (полевого исследования) получены следующие результаты:
— выполнен первый этап плана работ по выявлению этнодифференцирующих признаков, согласно которым группы (общности) восточнославянских народов разделялись на категории «своих» и «других» («чужих»);
— получены первичные данные, раскрывающие преобладание тех или иных ценностно-смысловых характеристик культуры у отдельных групп и их представителей;
— выяснены взаимоотношения и территориально-соседские связи славянских этнических групп в населенных пунктах смешенного, русско-белорусского и русско-украинского, происхождения;
— в процессе полевых работ в Курской области на русско-украинской границе получены материалы по вопросам межэтнических взаимоотношений и комуникаций в связи с задачей раскрытия трансформации идентичностей на новых сибирских землях;
— к декабрю 2018 г. расшифрованы и переведены на цифровые носители интервью с сельскими жителями в местах их компактного и рассеянного поселения на модельных территориях исследования (Приложение 2);
— ко времени отчета переведены на цифровые носители большая часть нарративных источников, зафиксированная в ходе полевых исследований у сельского населения (например, воспоминания, жизнеописание Ф.Е.Токаренко, 1905-1906 г.р. и пр., Приложение 3);
— на основе новых полевых материалов начаты работы по составлению карт Южной Сибири, на которых изображены исследуемые группы, демонстрирующие особенности компонентов традиционной культуры и, соответственно, культурной идентичности.