Краткая информация о полевых исследованиях в Горном Алтае
В ходе реализации проекта в июле 2020 г. проведены экспедиционные исследования на территории Турочакского (с. Кебезень, с. Дмитриевка) и Онгудайского (с. Онгудай, с. Хабаровка, с. Купчегень, с. Малый Яломан, с. Иня) районов Республики Алтай.
Удалось встретиться с одними из последних представителей старообрядчества Турочакского района, ознакомиться с составом старообрядческой библиотеки, рукописными сборниками преимущественно богослужебного характера, зафиксировать образцы моленной и погребальной одежды, предметы культа. В беседах с потомками русских и украинских переселенцев зафиксирована семейная память о причинах переселения и некоторых особенностях жизни на новом месте. В Онгудайском районе также состоялись встречи с алтайцами, представителями старшего поколения, поделившимися своими воспоминаниями о разъехавшихся русских соседях. Беседы с местными жителями помогают осветить неизвестные ранее особенности продвижения русского населения вглубь Горного Алтая и его миграции внутри региона.
Мы посещали населенные пункты с различным соотношением национального состава населения (с преобладанием русского, алтайского населения, смешанным составом). Как показывают наши наблюдения, не стоит поспешно судить о национальной принадлежности человека, отталкиваясь от первого восприятия внешнего облика. В условиях характерных для региона межэтнических браков этнокультурная идентичность представителей таких семей обусловлена не только этническим окружением, но и особенностями уклада жизни отдельных семей и индивидуальными чертами личности. Поэтому представители местного населения, потомки межэтнических браков могут ощущать себя русскими, алтайцами, тубаларами, метисами, а также относиться индифферентно к этнической самоидентификации.
Объединяет наших собеседников чувство уважения к представителям других этносов, проживающих или проживавших по соседству. Потомок русских переселенцев-кержаков, Нина Акедимовна Володина (с. Онгудай) сочинила песню, посвященную межнациональной дружбе россиян. Творчество Нины Акедимовны, основанное на народных традициях, на наш взгляд, созвучно с отношением ее земляков к этому вопросу:
«Есть для жизни просторы
И великая слава
Что народ отстоял то величье земли,
Но без дружбы и братства
Ослабеет любая Держава.
Мы должны нашей дружбе
Быть чисты и верны»